Для транспортировки нефти на большие расстояния непосредственно от скважины, используют сооружения, которые называются нефтепроводами.
История такого способа транспортировки «черного золота» берет начало в 1863 году, когда Дмитрий Иванович Менделеев озвучил идею применения трубопровода для перекачки нефти и ее фракций на большие расстояния. Он создал первые схемы и обосновал принципы работы такой системы, и кроме того, привел веские аргументы в пользу данного способа транспортировки.
Первым нефтепроводом России был трубопровод Балханы – черный город, который был создан в богатом углеводородными ископаемыми районе Баку, в 1878 году. Он строился под руководством Владимира Григорьевича Шухова – главного инженера, и был запущен в действие в конце 1878 года. Нефть транспортировалась из Балханского месторождения на острове Апшерон в восточный район Баку, который получил название Черный город. За первый месяц работы было успешно перекачано более двенадцати тысяч тонн ископаемого.
Причинами создания этого инженерного сооружения являлись как медленная и ненадежная транспортировка в бочках, так и необходимость широкого использования остаточных фракций нефти для отопления и освещения. Кроме того, в связи с улучшенной транспортировкой производных веществ, таких как керосин, мазут или бензин, возросли потребности нефтеперерабатывающих заводов, к которым требовалось поставлять больше сырья с наименьшими потерями. Старый гужевой транспорт не отвечал этим требованиям, и поэтому было решено создать новый способ транспорта.
Многие фирмы отказались от этой затеи, но фирма Нобелей реализовали ее с помощью конторы «Барии, Сытенко и Ко». В связи со строительством трубопровода предполагались массовые сокращения извозчиков, что вызвало волнения в народе и попытки помешать возведению сооружения. Однако, строительство был выполнено в кратчайший срок, и объект обеспечили караульными будками для охраны.
Длина готового нефтепровода составила десять километров, диаметр составлял 7,62 сантиметра, или три дюйма как и многие трубы тех времен. Производительность составляла 1200 тонн в сутки.
После первого года эксплуатации были проведены подсчеты, и оказалось, что расходы на транспорт сократились более чем в пять раз. В связи с экономической выгодой, и большими перспективами, в 1879 году был создан второй трубопровод до черного города протяженностью почти 13 километров, а немного позже построили еще три - один до Сухаранского завода, другой от завода до Зыхской косы, третий же был снова от Балхан до Черного города.