Асфальт в привычном для нас понимании, это покрытие дорог, площадок и аэродромов. Строительный материал, из которого изготавливают эти сооружения, называется асфальтобетоном. Он состоит из оптимальной для заданных условий смеси материалов минерального и органического происхождения. К минеральной части относятся песок, гравий и щебень, а так же, в некоторых случаях, тонкодисперсный минеральный порошок.
Органической же частью является производное нефти – битум. Смесь разогревается до температуры, при которой битум становится вязким – это примерно 120°С, в таком виде перемешивают и укладывают.
Асфальт – это наиболее подходящий для покрытия дорог материал по многим параметрам. Он укладывается ровнее многих других материалов, что позволяет обеспечивать меньший уровень шума при движении. Данный материал легко отремонтировать или отчистить. Он создает хорошее сцепление с колесами или обувью, благодаря своей шероховатости. Также, благодаря особенностям структуры, на нем хорошо держится разметка, что жизненно необходимо для любой дороги.
Еще одним неоспоримым преимуществом асфальтобетона является возможность использования через малый промежуток времени после укладки – достаточно дать битуму остыть.
История применения асфальта начинается в середине 19 века во Франции и США, где, отказавшись от булыжных мостовых, стали покрывать дороги булыжно-битумной смесью. Новое решение проблемы покрытия дороги распространялось по миру достаточно быстро, дойдя до Российской Империи в 1876 году, где впервые покрыли асфальтом Тверскую улицу в Москве, в качестве эксперимента. Результаты оказались впечатляющими, и использование битумных смесей распространилось по всему миру.
Асфальт можно разделить на три вида в зависимости от размера входящих в него минеральных частиц. Первый вид является крупнозернистым, камни в асфальте могут достигать четырех сантиметров в диаметре. Таким материалом покрывают трассы, он способен выдержать постоянно проезжающие по нему грузовики.
Ко второму виду относится асфальт со средними минеральными частями, не более двух с половиной сантиметров в длину, этот материал используют для прокладывания улиц и создания площадей, где присутствует как автомобильное, так и пешеходное движение.
Третий вид – это мелкозернистый асфальт, где маленькие частицы обеспечивают высокую плотность, плотно прилегая друг к другу. Благодаря этому после укладки поверхность становится очень ровной. Данный материал пригоден для благоустройства пешеходных и велосипедных дорожек, а так же может являться верхним слоем покрытия
взлетно-посадочных полос на аэродромах.